Классические стили тайцзицюань

Классификация стилей тайцзицюань тесно связана с историей их возникновения и именами создателей.
Существует две конкурируюIMG_0047щие версии зарождения самого тайцзицюань. Одна из них, которая на сегодняшний день является официальной, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, проживавшей с XIV века в северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке потомок Чэнь Вантин, от которого можно проследить в дальнейшем непрерывную линию передачи этой традиции.
Другая версия приписывает создание данного учения легендарному даосу Чжан Саньфэне, однако она изобилует различными домыслами и неточностями, а не объясняет какими путями эти знания передавались по этой семейной ветви. Например, согласно одной из легенд, Чжан Саньфэн создал тайцзицюань на основе наблюдения за боем птицы и змеи, согласно другой, созданный им стиль открылся ему во сне. При этом его приверженцы Чжан Саньфэна не предвидели, что сохранились документы, сообщающие, что первое предание относилось к даосскому магу, жившему в ХVI веке в эпоху династии Мин, а второе рассказывало о даосском отшельнике, алхимике, «пестовавшем Дао» в Уданских горах во времена династии Сун в ХIII веке.
Тайцзицюань — один из самых известных и наиболее популярных стилей ушу, поэтому не удивительно, что о его происхождении ходят всевозможные слухи и легенды. Тем не менее, сегодня официально выделяют пять основных стилей тайцзицюань, названных именами выдающихся Учителей боевого искусства.

Основные стили тайцзицюань:

1. Тайцзицюань семьи Чэнь (陈式太极拳) — исходное боевое искусство семьи Чэнь.
В конце ХIV века в уезде Вэньсянь провинции Хэнань обосновался некий Чэнь Бу. Именно он стал основателем целой династии китайских мастеров, создавших один из самых могучих стилей за всю историю ушу — тайцзицюань — уже не в легендах или народных преданиях, а в реальности.
Через несколько поколений клан Чэнь разросся так широко, что деревушку Чанъянцунь, где поселился Чэнь Бу, переименовали в Чэньцзягоу. Далеко не все представители 19-ти поколений потомков Чэнь Бу владели искусством тайцзицюань. Первым начал практиковать некую школу ушу, которая позже переросла в тайцзицюань, представитель девятого поколения рода Чэнь — Чэнь Вантин (Второе имя Чэнь Вантина — Чэнь Цзоутин).
Уникальность стиля состоит в том, что, пережив вековые этапы внутреннего развития, военно-прикладная и мистико-ритуальная стороны ушу не поглотили одна другую, а гармонично слились: боевая форма движений стала внешней оболочкой для духовно-философского учения о предельном состоянии духа в момент практики тайцзицюань. Стиль Чэнь — самое раннее направление тайцзицюань. Все другие стили и течения являются в той или иной мере видоизменениями стиля Чэнь.

2. Тайцзицюань семьи Ян (杨式太极拳) — происходит от Ян Лучаня.
Искусство семьи Чэнь долгое время было исключительно семейным достоянием, стиль тщательно оберегался от посторонних глаз, за рамки семьи до первых десятилетий ХIХ века не вышел ни один принцип. Первым из посторонних приобщился к тайцзицюань выходец из бедной многодетной семьи, проживавшей в уезде Юннянь провинции Хэбэй — Ян Фукуй, ставший знаменитым основателем стиля ян тайцзицюань под именем Ян Лучаня.
В настоящее время существует уже несколько разновидностей стиля Ян: семейный (Ян-цзя), «новый» (Ян-ши) и «спортивный». В двадцатом веке стиль Ян постепенно превратился скорее в оздоровительную гимнастику, чем в систему рукопашного боя.

3. Тайцзицюань У Юйсяна (武式太极拳) — происходит от У Юйсяна, который учился как у представителей семьи Чэнь, так и у Ян Лучаня.
Создание  стиля У тайцзицюань связано с именем другого ученика Ян Лучаня — У Юйсяна, который жил в этом же уезде Юннянь провинции Хэбэй. У Юйсян был выходцем из многодетной семьи зажиточного чиновника. Начав занятия боевыми искусствами с юношеского возраста, он только в 38-летнем возрасте постиг истинное ушу после встречи с Ян Лучанем.
Размышляя над принципами тайцзицюань и используя свои познания старой и новой ветвей стиля Чэнь, большого и малого направлений стиля Ян, У Юйсян пришел к созданию нового направления, которое по своей форме не было похоже на своих предшественников. Практикуя и изменяя известные ему направления, У Юйсян пытался постичь их корни и соединить воедино все лучшее. Школа У Юйсяна отличалась своеобразием в движениях — они были весьма узкими, и создавалось впечатление, что мастер выполняет их с особой осторожностью, даже бережностью. Сами формы тайцзицюань благодаря глубине мысли У Юйсяна полностью превратились в символическое движение — постепенное, бережное и осторожное пестование внутреннего Ци. Боевое мастерство стало достигаться не просто за счет рационального блока или удара, а посредством внутреннего энергетического усилия. С точки зрения У Юйсяна, исток каждого движения должен начинаться в сердце и лишь затем откликаться в теле.
В качестве основополагающего принципа своей работы основатель стиля У выдвинул не управление циркуляцией ци, а обретение запредельного спокойствия духа, в котором и заключается секрет рождения волевого импульса.
Именно в школе У Юйсяна впервые возникла глубокая теория тайцзицюань как внутреннего стиля, направленная не столько на боевую практику и оздоровление, сколько на внутреннее осмысление вселенских процессов и их символическое воспроизведение посредством форм ушу.

4. Тайцзицюань У Цзяньцюаня (吴式太极拳) — происходит от маньчжура Цюанью, учившегося у Ян Лучаня в императорском дворце.
Традицию стиля Цюань Ю передал своему сыну У Цзянцюаню. Как таковой, стиль еще не был оформлен, и У Цзянцюань считался преемником малой ветви тайцзицюань. Он начал работу по трансформации этой ветви, усовершенствовал плавный характер движений, сделал их предельно собранными, исключил прыжки, притопывания и резкие движения, тогда еще характерные для стиля Ян. Движения стали легкими, расслабленными и свободными, спокойными и естественными, непрерывными, как поток воды. Сохранив свободу и изящность, новый стиль в то же время был сжатым и эффективным. Знатоки утверждали, что столь гармоничного комплекса движений они не встречали среди мастеров клана Ян.
Изменилась форма стоек, были заменены некоторые приемы, хотя базовые принципы и последовательность движений остались прежними. В результате всех этих трансформаций направление, окончательно сформированное У Цзянцюанем, было конституировано как самостоятельный стиль У тайцзицюань. Самостоятельность стиля у была закреплена тем, что в 1928 году У Цзянцюань был приглашен в Ассоциацию чистых боевых искусств в Шанхае для преподавания собственного стиля, а не малой ветви стиля Ян. В 1935 году было создано общество тайцзицюань У Цзицюаня.

Сунь Лутан был уникальным мастером внутренних стилей ушу, изучавшим и синъицюань, и багуачжан, и тайцзицюань. Вникнув в суть каждого из изученных стилей и изучив их особенности, Сунь Лутан соединил их, создав близкий себе по духу стиль сунь тайцзицюань — одно из пяти крупнейших направлений «кулака Великого предела», хотя первоначально сам Сунь Лутан не считал свое детище самостоятельным стилем, а рассматривал его как комплекс вспомогательных упражнний в синъицюань для развития внутренних энергетических способностей и налаживания здоровья.
Стиль сунь тайцзицюань отличается от других челночными движениями вперед-назад, гибкостью и спокойствием, быстротой и ловкостью. Таолу этого стиля напоминают плывущие облака и бесконечный поток воды. Принцип каждого поворота тела построен на переходящих друг в друга раскручивании и скручивании. Из багуачжан были заимствованы уклоны, развороты, прыжки и перемещения, где движению рук непременно предшествует движение тела, идущее от талии; поэтому основное правило для движения тела и рук — начинать эти движения от пояса. Из синъицюань в стиль сунь тайцзицюань пришли взлеты и падения, уходы вниз и перевороты, когда приложение силы невидимо, начало падения незаметно, а приложение рук скрыто; поэтому за внешним спокойствием таится огромное внутреннее напряжение, готовое выплеснуться в любую минуту. Из других стилей тайцзицюань Сунь Лутан взял цепкость, вязкость и слитность движений.

6. Другие направления.
В конце XIX-XX веке на базе основных пяти стилей тайцзицюань стали развиваться другие, но менее распространенные направления. При создании этих направлений часто использовалось совмещение внешних и внутренних ветвей ушу. Этому способствовали учителя тайцзицюань, начало которым положил величайший Ян Лучань.